НАШ ДОМ – ЗЕМЛЯ


ЧЕЛОВЕК И ЛЕС

После трассы я повернул в лес. Бег ускорился, а лёгкие старались захватить всё больше и больше свежего и прохладного воздуха. Вдруг я понял, что лес и я дышим синхронно, попеременно: я дышу его выдохом, а он — моим. И тотчас же представилась вся планета, дышащая в этом ритме. И всё было бы хорошо в этом не нарушающем этику симбиозе, если бы человек (человек?) не нарушал его, принося лес в жертву своим потребительским нуждам.

Размышления во время занятий физкультурой.

 

История взаимоотношений
История взаимоотношений человека и дерева насчитывает многие десятки тысячелетий. В большинстве случаев, особенно когда люди сохраняли родовой строй, не переходя к государственным отношениям, переполненным городам, это отношение было благоговейным: деревья наделялись душой; считалось, что они оберегают общину, даруют потомство, дождь, урожай. О том, каким уважением пользовались деревья в древности, можно судить по наказаниям, которые ожидали всякого, кто осмеливался сорвать даже кору стоящего в священной роще дерева. Так, у древних германцев преступнику вырезали пупок и пригвождали его к той части дерева, которую он ободрал; затем его вертели вокруг дерева до тех пор, пока кожа полностью не наматывались на ствол: живая ткань преступника должна была заменить оторванную кору дерева — в этом заключался смысл наказания.(1)
Благоговейное отношение к деревьям и их культ были распространены повсюду в Европе, Центральной и Передней Азии, Китае, Индии, в Северной и Южной Америке. В Китайской философии дерево — это одна из стихий, наряду с огнём, водой, землёй и металлом. Однако что же мы видим в настоящее время? Принимая дерево за живое существо и пользуясь его плодами, человек стал не только приносить в жертву отдельных его представителей, но своим способом существования вообще поставил под угрозу существование деревьев. Очевидно, что с точки зрения этики налицо явное непрекращающееся преступление. Попробуем разобраться, каковы его причины.
Европейское побережье Средиземного моря, Передняя Азия, Северная Африка некогда были райским уголком. Не зря древние греки называли свою страну Аркадией. Не было тогда такого палящего солнца, как сейчас, не изнывали тогда от невыносимого зноя тогдашние греки, римляне, африканцы, семиты и другие народы.(2) А всё потому, что в силу естественных причин — обильные осадки из-за близости моря, умеренный климат, небольшая численность людей — деревья и лес самовосстанавливались. Не принимали ещё большого размаха перемещения кочевых племён. Однако по мере увеличения древних городов отношение людей к лесу менялось. Корни потребительского мировоззрения Запада следует искать именно в них — рассадниках торгашества, ростовщичества и цинизма. Уничтожение леса проходило в основном по двум фронтам: во-первых, лес был необходим как материал для строительства жилищ, а также для строительства морских судов, так как государства начали соперничать между собой и в этом деле применяли как военный, так и торговый флот; этот фронт был активен вплоть до XX-го века. Во-вторых, через кочевые племена, которые не были и никогда не будут заинтересованы в как можно более длительном сохранении участка земли, питающей их, так как они видят в деревьях препятствие для продвижения своих стад. Само мировоззрение кочевника и лес находятся в противоречии. Кроме вырубки деревьев, которые употреблялись как топливо или попросту сжигались, сами стада не оставляли лесу надежду на самовосстановление, так как то, что не съедалось, вытаптывалось. Этот фронт прослеживается ещё с нашествия гиксосов, кочевых племён, на Египет и действует по сей день. Пример — Монголия, Киргизия и другие страны, в которых кочевничество плавно перешло в животноводство как основную отрасль и занятие. Каким бы величественным ни казался Тибет, он также производит удручающее впечатление без деревьев, без естественной растительности, которую веками уничтожали местное население и кочевники. Чуть позже наука, магия и технология изобрели способ ещё более эффективного уничтожения леса, нежели указанные выше, — бумагу(3). И хотя бумага как бы способствует развитию культуры и просвещения, однако масштабы вырубки лесов в настоящее время приняли такой размах, что становится страшно за будущее планеты: ежеминутно во всём мире вырубается 26 гектаров леса.
Таким образом, если подытожить и обобщить причины сокращения лесных массивов, то, в первую очередь, это будет материалистическо-атеистический гедонизм, совмещаемый с полной оторванностью современного человека от потребляемого им ресурса — бумаги. Как человек, употребляющий мясо в пищу, не задумывается над тем, что ещё недавно это было живое существо, так же и тот, кто пользуется бумагой, в большинстве случаев не задумывается над тем, что ещё недавно это было живое дерево. Это мировоззрение всё больше и больше утверждается с момента развития больших городов и отхода от естественных взаимоотношений человека и природы. Второй причиной будет враждебно настроенный по отношению к лесу дух пустыни, проявляющий себя в ордах кочевников, в развитии которых наступает определённый момент, когда «своя» страна превращается в обглоданную пустыню, а соседняя манит своей неприкосновенной зеленью. Очевидно, что такая мировоззренческая установка при росте масштабов может превратить всю планету в пустыню. Можно также сказать, что в настоящее время первая и вторая причины, подкреплённые третьей — научно-магическим изобретением бумаги — образуют единое мощное орудие, вручённое человеку для уничтожения леса.

Дисбаланс и последствия
«Сажайте деревья по берегам рек и озёр, сажайте деревья на песках, в оврагах и на склонах; тогда будет держаться влага и земля, и не будет нарушаться природное равновесие», — так говорили и говорят мудрые люди, но сегодня их мало кто слушает. Изменение климата, нестабильность погодных явлений, свойственных определённым временам года, нестабильность атмосферных осадков — очевидное тому свидетельство. Хотя в настоящее время через средства массовой информации пытаются убедить людей в том, что деятельность человека, и вырубка лесов в частности, не производит отрицательного воздействия на планету и на климат, однако нужно быть полностью оторванным от природы, чтобы даже на данных своего собственного опыта не суметь разобраться в этом надувательстве. Всякий, кто заходит в лес, чувствует, что температура воздуха в нём на несколько градусов ниже. Снег и лужи после ливня могут сохраняться в нём неделями после того, как на открытых участках всё давно уже растаяло и высохло. Существуют различные свидетельства того, как посадка леса в регионе изменяет его микроклимат. Потрясающий пример в этом отношении — посадка соснового бора в Израиле. В отличие от многочисленных представителей духа пустыни, населяющих этот край и не знающих, что такое маслята, какая-то группа выходцев из бывшего СССР, из Сибири, почему-то затосковала по лесу и грибным местам. На собранные деньги посадили несколько гектаров молодых сосен, которые замечательно растут в этом климате (осадки) и на таких почвах (скалы, песок). И вот через несколько лет в этом регионе климат стал мягче, и температура понизилась, а разбирающиеся в грибах энтузиасты тащат домой маслята на удивление и страх местным. Вопрос: что же мешает остальным нуждающимся в лесе регионам озеленить таким же образом все непригодные для выращивания сельскохозяйственных культур почвы и восстановить природный баланс на планете?
Сосны вообще могут удивительным образом помогать человеку в борьбе с наступлением песков и пустынь. Обладая обширной корневой системой, которая в основном располагается на поверхности почвы, они могут расти где угодно, даже на песках. Из года в год наращивая верхний слой почвы над песками, они способствуют развитию жизни и существованию многих видов животных и растений там, где эта жизнь ограничивалась лишь отдельными видами. Раньше если в таких местах образовывалось поселение, то мудрые люди, подмечая эту защитную функцию сосен, строго-настрого запрещали рубить их, объявляя их священными. С внедрением коммунизма и материалистической идеологии происходила борьба с религией и так называемым «мракобесием» простого народа, поэтому такого рода наказы не принимались в расчёт. Обнаружив прямо под слоем перегноя большие залежи песка, передовики промышленного производства и строительства возводили стекольные заводы, рубили лес, полагая, что совершают благие дела. Во многих случаях это оборачивалось микроклиматической катастрофой для региона: ветра усиливались, песок распространялся всё дальше и дальше; если рядом была речка, она, как правило, пересыхала.(4) Если человек рассматривал бы свою жизнь с точки зрения временнoго периода в пятьсот или, скажем, в тысячу лет, он, несомненно, назвал бы такие преступные по отношению к деревьям действия самоубийством. При определённом стечении обстоятельств подобные действия могут принимать характер катастроф регионального и планетарного масштаба. Так, каждый год в Китае и Монголии несколько десятков и сотен человек погибает от песчаных бурь; мгла застилает всё небо, кажется, что наступил конец света. Люди, с которыми это происходит, их родные и близкие видят в этом какое-то наказание вышей силы, кары, следствие каких-то проступков, но почему-то не могут оглянуться назад на свою жизнь и жизнь своих предков, в течение которой ничего не было сделано для того, чтобы озеленить этот край, возвести естественную преграду для ветров и песков, а напротив — последнее деревце в округе было срублено на дрова. Дух пустыни жесток, и его служители становятся его первыми жертвами.
Другой пример влияния леса на климат. Во втором выпуске журнала «Общее Дело» приводилась статья о расчётах учёных относительно последствий посадки леса в пустыне Сахара. Их данные ошеломляют. Среднегодовая температура в регионе снизится на восемь градусов, будут выпадать обильные осадки, а сам лес будет поглощать весь объём выбросов, производимых всеми промышленными предприятиями на планете. Кроме того, — и об этом почему-то не говорится в статье — лес в Сахаре будет благотворно влиять на климат на всём Средиземноморском побережье Европы и Ближнего Востока, а также на Восточную и Юго-Восточную Европу, так как очень часто жара приходит в эти регионы именно с Сахары. Вопрос: Почему бы не осуществить этот проект? Вообще, существует ли у народов пустыни и стран с жарким климатом день озеленения и лесные хозяйства? Тогда было бы неплохо, чтобы кто-нибудь, кого они послушают, предложил им это. Многие из стран с жарким климатом обладают огромными денежными ресурсами благодаря экспорту нефти (ЮАР, Катар, Кувейт), однако они почему-то не вкладывают средства в озеленение своих стран. Но почему? Наверное, пустыня для них настолько тотемированное явление, что лес или даже отдельные деревья могут только осквернить её. Иначе их бездействие в этом отношении необъяснимо.
Кроме изменения климата и повышения среднегодовой температуры, другими проблемами, с которыми сталкивается человек, вырубающий или просто не сажающий деревья в регионе, являются оползни и наводнения. В 2008–2010 гг. жители Молдовы, Украины и Румынии пережили наводнения, связанные с разливом Прута и Днестра. Многие исследователи считают, что основной причиной резкого подъёма уровня воды в реках послужила вырубка деревьев в Карпатах, которая из года в год принимает всё больший и больший размах. Растущие на склонах гор деревья и сопровождающая их растительность — кустарники и травы — раньше удерживали потоки воды, сходящие со склонов. Теперь вода не успевает впитываться в землю, поэтому при сильных ливнях уровень в реках может подниматься на несколько метров за считанные часы. Более того, деревья, растущие на склонах гор, способствуют тому, чтобы осадки выпадали более регулярно, но в меньших объёмах. В планетарном масштабе это означает, что посаженные в определённых точках планеты леса смогут уравновесить и урегулировать процесс выпадения осадков и атмосферные потоки, и тем самым спасти человечество, с одной стороны, от засухи, а с другой — от наводнений.
Оползни — не менее страшная природная катастрофа, напрямую связанная с отсутствием укрепляющего элемента для почвы на склонах. Проблема оползней вполне решаема при помощи посадки деревьев, а сами оползни являются вполне закономерным наказанием для тех, кто, не думая о будущем, не только не сажает, но и вырубает деревья там, где вырубать их  может только безумец. «Не руби сук, на котором сидишь». В 2010 г. эта природная катастрофа обрушилась на Китай, Таджикистан и другие страны. Неужели все страны с природным ландшафтом, предрасположенным к оползням, не могут использовать это простое средство предотвращения оползней и постоянно держать их под контролем?

Программа по озеленению регионов и планеты
Очевидно, что на одном энтузиазме проблему по озеленению региона и всей планеты не решить. Здесь необходим комплекс мер, проводимых на различных уровнях и с использованием различных рычагов. Простое использование «кнута и пряника» может быть эффективно только в краткосрочном периоде. Думается, что, прежде всего, необходимо изменить отношение людей к деревьям и лесу, поэтому приоритетом должна быть воспитательно-образовательная программа. Она должна охватывать все возрастные группы, начиная с детского сада и заканчивая пенсионерами. Прививание почтительного отношения к дереву с самого раннего возраста, когда этически нормальный ребёнок сам это чувствует, но ещё не может выразить, позволит заложить фундамент для развития этого ощущения в будущем, без необходимости прорываться через приобретённые стереотипы цинизма и жестокости. А сколько деревьев может посадить даже самый маленький ребёнок! Это можно представить в виде игры: сбор семян — шишек, желудей, орехов и т.д. — посадка, наблюдение за ростом. Это всё увлекательно, но для осуществления этого нужен пример взрослых, в том числе бабушек и дедушек, информационная поддержка — книги, брошюры, реклама, различные акции и т.д. Далее, школа, как один из основных институтов формирования мировоззрения, не формирует у ребёнка правильную и твёрдую позицию по отношению к живым существам, и к дереву в частности. Урок экологии и хороший учитель — это лучшее, что она может сегодня предложить ребёнку, однако необходимы более эффективные меры: изменение учебников по природоведению, географии, биологии; изменение самой методики преподавания и познавания мира, более активное (два раза в год) участие всех школьников в посадке деревьев.
Экономическо-правовые рычаги. Содержание питомников для деревьев, за которыми ухаживают представители лесных хозяйств, может финансироваться бюджетными средствами, средствами экономических агентов или совместно первыми и вторыми. Чем беднее государство, тем меньше у него возможностей использовать для этих целей бюджетные средства. Выходом из такого положения является предоставление экономическим агентам различного рода льгот при условии, что они часть прибыли до налогообложения направляли бы на приобретение саженцев и посадку деревьев (своими силами) или на поддержку лесных хозяйств. Здесь возможны различные варианты, но в целом они будут иметь одно общее свойство — предприниматель будет непосредственным образом заинтересован в выделении средств на озеленение края. Для того чтобы этот механизм работал, необходимо ввести соответствующие поправки в законодательство. Кроме того, любой человек, и экономический агент в частности, желает быть уверенным в том, что над его делом не посмеются, не надругаются — посаженные деревья не срубят на дрова, инструменты или на мебель. Поэтому также необходимо внести соответствующие поправки в кодекс об административных нарушениях (уголовный кодекс?), то есть утвердить более жёсткие наказания за вырубку деревьев, поджог лесных массивов и т.д., так чтобы никто даже и подумать не смел о таких худых делах.
Одним из экономических рычагов в Молдове, а также в схожих по климату странах может выступить посадка грецкого ореха. Это дерево поразительно быстро и хорошо растёт у нас почти на любых почвах. При этом оно приносит огромную пользу: кроме того, что люди могут собирать ценнейший продукт (молдавское золото) — плоды, оно также даёт большую тень, отгоняет комаров и мух. Проезжая мимо обширных пастбищ, на которых пастухи и коровы изнывают от палящего зноя, задаёшься вопросом: Разве трудно посадить здесь грецкие орехи? Грецкий орех любит простор: расстояние между деревьями должно быть не менее 12 метров, поэтому деревья не будут создавать помехи для пасущегося скота, да и травы? под деревьями будет намного больше. Увеличив численность ореховых посадок можно решить сразу несколько проблем. Во-первых, это внутренняя продовольственная безопасность: человек, у которого есть 5–10 мешков ореха на зиму, вряд ли умрёт с голоду. Орехи можно собирать самостоятельно, впрочем, при большом объёме предложения грецких орехов на рынке внутренние цены на них так упадут, что приобрести их сможет каждый в нужном объёме. Во-вторых, при поддержке государства наша страна могла бы занять одно из ведущих мест в мире по объёму экспорта этого продукта, а это означает значительные поступления в бюджет. Орехи можно также сажать не только на пастбищах, но и в оврагах, лесополосах и даже в малых городах, где движение транспорта не такое интенсивное и количество вредных веществ, накапливаемых в ядрах, мало?. Грецкими орехами можно украшать парки, аллеи, дворовые площадки. В этом может принять участие каждый: можно самому сажать орехи, а можно пересаживать те, что были потеряны воронами и обильно взошли на огородах и дачах. Увеличение доли грецких орехов в рационе людей также принесёт огромную пользу. Дети, регулярно употребляющие в пищу грецкие орехи, получают все необходимые для развития вещества.
На планетарном уровне возможно использование политико-экономического рычага — предоставление помощи странам на борьбу с пустынями. Отправной точкой в озеленении пустынь могут стать оазисы и расположенные возле пустынь города. Постепенное озеленение прилегающих к воде участков будет создавать защиту от ветров, укреплять почву, сохранять влагу, и не позволять пустыне расширяться. Важно понять, что расширение или сокращение пустынь является всеобщей проблемой, а не только проблемой тех стран, в которых они расположены. Помощь может предоставляться также и тем странам, лесное хозяйство которых находится в бедственном положении или же странам, обладающим значительными лесными массивами, вырубка которых может нанести непоправимый ущерб всей планете. Лес как природный ресурс для многих развивающихся стран является одним из основных источников дохода, а существующая в современной политике система периодически сменяющейся власти, особенно в развивающихся странах, не содержит предпосылок для бережного отношения к национальным богатствам: новая команда политиков пытается выжать всё возможное за предоставленный им срок. В этом отношении интересен пример Эквадора, который запросил у европейских стран один миллиард долларов взамен на вырубку своих лесов. Конечно, рассчитывать на порядочность властей страны, которая несколько раз уже переживала дефолт, трудно, однако сама претензия интересна.
Однако все перечисленные методы и рычаги могут оказаться неэффективными, если не будет также задействован технолого-инновационный рычаг. Уничтожение лесов происходит гораздо быстрее, чем их посадка, а спрос на бумагу и материал для инструментов и мебели растёт с каждым годом. Очевидно, что с разработкой эффективной замены дерева как сырья для бумаги и мебели проблема уничтожения лесов почти исчезнет. Однако решение этого вопроса сокрыто там же, где сокрыто решение проблемы полного перехода на альтернативные источники энергии (в первую очередь, солнечной) и полного отказа от использования углеводородов. Есть многочисленные свидетельства того, что такое решение давно уже найдено, однако мировое правительство и владельцы углеводородных месторождений, а также владельцы предприятий из смежных отраслей (машиностроение, авиастроение и т.д.) совершенно не заинтересованы в изменении существующей ситуации (во всяком случае, пока сырьё не исчерпано). Более того, тот вариант плавного перехода, который сейчас предлагается, а именно использование биотоплива, не только не улучшает экологическую ситуацию на планете, но даже ухудшает её, так как расширение земель для посадки используемых для производства биотоплива культур будет происходить в развивающихся странах опять-таки за счёт вырубки лесов. А на второй стадии производства биотоплива — на специальном заводе — в атмосферу выбрасывается гораздо большее количество CO2, чем при сжигании такого же количества обыкновенного топлива! Таким образом, биотопливо — это очередная ловушка-фокус западной науки-магии-технологии: с первого взгляда оно вроде бы приносит пользу, но в действительности приносит ещё больший вред. Это также нужно учитывать при разработке планов действий по озеленению планеты.


Защита лесов от пожаров — не менее важный пункт в нашей программе. Необходимо осуществить, как предлагал Н.Ф. Фёдоров, обращение орудий уничтожения в орудия созидания: военную авиацию и прочую технику поставить на борьбу с лесными пожарами. Хотя это и делается в настоящее время, но весьма неэффективно, особенно если сравнить, с одной стороны, достижения науки-магии-технологии в том, что касается убийства и уничтожения, а с другой — пожарную машину и рискующих жизнью пожарников, по старинке использующих шланги. А в качестве примера приведём пожары в России в 2010 г. Самолёты начали летать только тогда, когда Москву окутал дым из подмосковных лесов и сам премьер совершил несколько вылетов. А ведь могли бы ещё с самого начала летать днём и ночью, но так как экономически это невыгодно, то всё оставлялось на самотёк — авось пожары сами прекратятся. В итоге погибло около шестидесяти человек, многие деревни выгорели дотла и были уничтожены сотни тысяч гектаров леса. Интересна реакция и действия некоторых погорельцев. Зная о повышенной пожарной опасности в их крае, они, полагая, что беда их обойдёт стороной, ничего не предприняли для того, чтобы обезопасить себя от возможного пожара: хотя бы сделать в лесу защитные полосы. Примечательно, что большинство пожаров возникает по вине самого человека. Причины этой безответственности лежат в недостаточном использовании государством рычагов образовательно-воспитательной программы и правовых рычагов. Если бы, с одной стороны, в образовательных учреждениях велась работа по разъяснению последствий подобной безответственности в отношении леса, рассматривались бы обстоятельства, которые могут привести к пожару, да и сами слушатели смогли бы на практическом примере в ограниченном масштабе убедиться в ужасе этой природной катастрофы; а с другой — если бы за непреднамеренный и намеренный поджог леса допускалась уголовная ответственность, — отношение людей было бы совершенно другим.
Говоря о защите лесов от пожаров, нельзя не сказать о защите лесов от вырубки, особенно незаконной. В настоящее время, когда все развитые страны и многие развивающиеся страны располагают системами спутникового наблюдения, а некоторые даже космическими войсками, незаконная вырубка лесов может быть легко пресекаема лесными хозяйствами. Так, на конференции по изменению климата в Копенгагене (COP15) поисковый сервис «Google» выступил с предложением эффективно отслеживать незаконную вырубку лесов посредством автоматического сравнения разновременных спутниковых фотографий, причём делать это он будет на некоммерческой основе.(5) На основании фотографий из космоса также можно следить за тем, как лес восстанавливается после вырубки или пожара, и выявлять участки, на которых необходимо активное вмешательство человека.
Вывод, который можно сделать из всего сказанного выше. Разумеется, для осуществления этой программы необходимо вмешательство государства, однако, с другой стороны, всё начинается с отдельно человека, поэтому каждый должен прилагать усилия для сохранения и приумножения лесов. Не хочется думать, что наши потомки будут жить в пустыне и дышать в лучшем случае через марлю, а в худшем через кислородную маску. Многим не хочется браться за посадку деревьев, так как считают, что это не имеет смысла — всё равно кто-то другой срубит посаженное. Так мыслят лентяи и пессимисты. «Ты паши? да сей, верить надо в лучшее»(6), — такой должна быть установка по отношению к посадке деревьев, да и вообще ко всем общественным делам. В настоящее время, регулярно сажая деревья, каждый отдельный человек подаёт пример окружающим: семье, родственникам, знакомым. Глядишь — образовался круг единомышленников. А сколько такой круг может посадить деревьев за один год (сажая деревья осенью и весной)? А за 10 лет? А за жизнь человеческую? Если же это дело на своём небольшом участке будет достаточно крепко и твердо?, найдутся и те, кто скажет твёрдое слово на региональном и планетарном уровне. Впрочем, это справедливо не только для посадки деревьев.
сентябрь 2010 г.
Редактор журнала «Общее Дело»
Ковальский А.А.


1) Фрезер Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. Пер. с англ. М.: Политиздат, 1986.703 с. — С. 111

2)«Прямою противоположностью эллинам был древний Израиль. Ведомый своим Богом-Саваофом, он пришёл чужестранцем и завоевателем в свою "обетованную страну". Он не знал сыновних отношений к этой земле, которая никогда не была ему матерью — её населяли злые духи. И это своё властное, хищническое отношение к земле он привил и тем религиям, которые отчасти от него пошли: христианству и исламу; земля из матери стала рабой, покорной, но и мстительной. Правда, христианство ещё не дерзнуло быть палачом земли — слишком могуч был в нём другой, античный корень. Но поистине ужасным было опустошительное действие ислама. Пусть читатель справится в античных источниках, какими цветущими землями были в эпоху греко-римской культуры Малая Азия, "страна о пятистах городов" (Сирия, северная Африка), и пусть он вспомнит, чем они стали теперь. Поистине эта огромная область "Богом сожжена"; античные боги её любовно берегли.» — Зелинский Ф.Ф. Древнегреческая религия. — К.: Синто, 1993 (глава II, “Обожествление природы” )

3)Если рассмотреть большинство так называемых изобретений современного мира, то можно заметить, что все они, с одной стороны, приносят определённую пользу потребителям, а с другой — наносят людям и планете вред, который может быть заметен не сразу, а лишь после десятилетий или столетий. Впрочем, магическое средство по перемещению человека в пространстве — транспорт — требует вполне реальных и сиюминутных жертв, и чем больше повышается скорость, тем ненасытнее он становится.

4)Один из таких примеров описан в романе С. Алексеева «Молчание пирамид». Один из главных героев, незаслуженно проведя несколько лет в тюрьме, возвращается в родной край и застаёт там запустение. А всё из-за того, что священный сосновый бор, стоявший на песках и сдерживавший их, был срублен. Песок был повсюду, даже в доме, даже на зубах. Пытаясь возродить сосновый бор, герой сажает молодые сосенки прямо в песок, но они не принимаются. Когда после безуспешных попыток его охватывает отчаяние, ему вдруг снится сон, в котором ему подсказывают, что сосны нужно сажать в мох, который держит влагу. В конце концов, герою это удаётся.

5)Google объявил войну незаконным вырубкам. -  http://www.priroda.su/item/1255/catid/6

6) Так в мультфильме «Детство Ратибора» отвечает старец, сеющий хлеб, мальчику, задавшему вопрос: «А коль хазары придут, кто убирать-то будет?»